Министерство Образования и науки Челябинской области. Приказ №03/4803 от 30 декабря 2019 г. “О продолжении деятельности образовательных организаций, признанными региональными инновационными площадками, в 2020 году” (скачать)

Концепция Региональной системы оценки качества определяет место и роль информационных систем в системе оценки качества образования: инвариантные постоянные оценочные процедуры – основа объективной информации о результативности и эффективности управления качеством образования. Формирование и развитие единого оценочного пространства системы образования Челябинской области на основе информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования стали задачей выработки единой информационной политики в системе образования Челябинской области. Под информационной политикой понимается комплекс правовых, организационных, информационных, методических и технологических мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. Механизмом решения этой задачи выступает Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области. 

Одним из направлений реализации Концепции  является разработка Модели компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области. Модель компетенций позволит определить нормативные требования, определяющие компетенции субъектов функционирования ИК-инфраструктуры, а также их взаимосвязь и механизмы реализации. Модель компетенций на уровне образовательной организации предполагает разработку соответствующих локальных нормативных актов, организацию взаимодействия уполномоченных на принятие управленческих решений лиц, регулярное проведение мониторинговых и оценочных процедур с последующим анализом их результатов и выработкой на этой основе эффективных управленческих решений.

На период 2018 – 2022 годы в  МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” запланирована реализация программы “Создание системного комплекса алгоритмов управления качеством образования общеобразовательной организации на основе информационных ресурсов информационно – коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области”. Реализация проекта осуществляется в условиях модели “распределенной школы”: здания школы находятся на удаленном расстоянии друг от друга. В условиях общероссийской тенденции к укрупнению образовательных организаций создание и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, позволяющей решать задачи по алгоритмизации управленческих процессов, повышению качества образования, формированию необходимых компетенций у всех участников образовательного процесса, представляется значимым не только для МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска”, но и региона в целом.

Этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу.

I этап. 2018 – 2019 гг. 

На первом – формирующем этапе (2018-2019 г.) был проведен начальный анализ состояния информационно – коммуникационной инфраструктуры образовательной организации, определен перечень нормативных локальных актов и методических материалов, определяющих регламентацию процессов накопления, хранения, массового применения информации, принятия управленческих процессов на основе анализа полученной информации из федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, определены технические параметры информационной среды, необходимой для реализации проекта.

В результате была произведена разработка комплекса локальных актов по основным вопросам регламентации информационных потоков, внесены  изменения (дополнения) в комплекс локальных нормативных актов, отражающих основные вопросы  регламентации информационных потоков: Положение о  проведении самообследования, Положение о ВСОКО, Положение о школьном сайте, Положение о корпоративной  электронной почте, Положение об электронном журнале, Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, Положение об использовании сети Интернет в МБОУ «СОШ № 116 г. Челябинска», Положение об электронной библиотеке и другие. и др. Разработанные локальные акты размещены в разделе “Документы”

Созданы технические условия для реализации проекта: все кабинеты в двух зданиях (17+32) оснащены мультимедийными модулями, автоматизированным рабочим местом учителя, введены в эксплуатацию три  обновленных компьютерных класса (50 ПК), на основе школьного информационно-библиотечного центра создана медиатека образовательных и учебно-методических ресурсов, обеспечено подключение к высокоскоростному интернету, создана единая локальная сеть, сервер с организованным доступом к внутренним электронным информационным ресурсам. Сформирована ИКТ – служба, состоящая из 2 лаборантов и системного администратора; организовано ведение журнала заявок на выполнение работ по обеспечению жизнедеятельности инфраструктуры, обеспечено соблюдение всех требований к обеспечению информационной безопасности в части контент-фильтрации и защиты информации и пр.

Организовано функционирование дистанционного обучения с использованием платформы “Якласс” (используется как информационная база учебных материалов нового поколения  для проведения диагностических и оценочных процедур по всему перечню учебных предметов и курсов) и ресурсов Офис365  (в том числе, для организации групповой работы и проектной деятельности). Оценивание предметных достижений обучающихся осуществляется с использованием модуля «Многоуровневая система оценивания качества образования (МСОКО) на основе АИС «Сетевой город. Образование»,  стандартизирован набор оценочных процедур по предметам, в том числе промежуточной аттестации учащихся,  разработан фонд оценочных материалов  для проведения промежуточной аттестации учащихся, осуществлен переход на систему средневзвешенного балла оценивания. Информационно-методическая поддержка образовательного процесса осуществляется с использованием ресурсов Lecta и “Школы цифрового века” (ООО ИД “Первое сентября”) Обеспечен доступ учащихся к ресурсам Национальной электронной библиотеки; начата работа по внедрению автоматического учета библиотечного фонда и использования ресурсов библиотеки на основе ИС «Аверс» (в том числе электронных форм учебника). Проведена подготовка к введению в действие системы «Электронная проходная» (пробный запуск запланирован на февраль 2020 года).

Информационно-коммуникационная инфраструктура школы

Таким образом, в МБОУ «СОШ № 116» создан необходимый для реализации инновационного проекта комплекс управленческих, кадровых, информационно – методических и материально – технических условий. В соответствии с программой реализации инновационного проекта начата интеграция информационных потоков информационно – коммуникационной инфраструктуры на уровне образовательной организации, осуществляются регулярные мониторинговые и оценочные процедуры (в том числе в рамках реализации ВСОКО) с целью анализа полноты и актуальности контента информационных ресурсов.

II этап. 2020 – 2021 гг. 

24 января в Региональном центре оценки качества и информатизации образования (ГБУ ДПО РЦОКИО) состоялось организационное совещание с общеобразовательными организациями – региональными инновационными площадками (РИП), на котором были определены основные направления деятельности региональных инновационных площадок на 2020 год.

19 февраля – семинар «О Дорожной карте межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования на 2020 год»,  на котором определены основные направления работы межмуниципальных проектных групп и актуализированы технические задания, в рамках которых будут работать проектные группы.

24 марта – областной семинар, посвященный развитию механизмов управления качеством образования.

25 марта – инструктивно-методическое совещание «Организация обучения школьников с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», на котором был представлен опыт МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” по реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

26-27 марта – проведение педагогами МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” (Т. А. Стифуткина, И. А. Логинова) стажировки по использованию цифровой образовательной платформы “Якласс” для учителей Челябинской области в рамках курсов повышения квалификации “Формирование информационно-управленческой культуры педагога” на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.

14 мая – сессия образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования «Профессионально-общественное обсуждение промежуточных результатов работы межмуниципальных проектных групп». Члены творческой группы МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” приняли участие в обсуждении результатов работы групп в режиме видеоконференцсвязи.

Август 2020 г. – руководитель региональной инновационной площадки Татьяна Васильевна Трапезникова приняла участие в апробации информационного ресурса оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций.

26 августа – проведение педагогами МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” (Т. А. Стифуткина, И. А. Логинова) стажировки по использованию дистанционных образовательных технологий для учителей Челябинской области в рамках курсов повышения квалификации “Формирование информационно-управленческой культуры педагога” на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.

Август-сентябрь 2020 г. – члены творческой группы МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” приняли участие в мероприятиях Южно-Уральского педагогического собрания «Индивидуальная образовательная траектория педагога в условиях цифровой трансформации образования»: 4 сентября в рамках Дня образовательной агломерации в роли экспертов выступили Т. В. Трапезникова и С. А. Каргаполова, 8 сентября в рамках тренд-сессии общего образования «Формирование информационно-управленческой культуры педагога как важнейшее условие цифровой трансформации образования» с докладом выступила Т. В. Трапезникова. 30 сентября С. А. Каргаполова выступила перед руководителями образовательных организаций Челябинской области в рамках курсов повышения квалификации “Формирование информационно-управленческой культуры руководителя” на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.

Октябрь 2020 г. МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” приняла участие в мониторинге состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области и в апробации модельной методики и ИС «Оценка деятельности руководителя». В школе началась апробация  интерактивной образовательной платформы Skysmart.

Ноябрь 2020 г. Члены творческой группы МБОУ “СОШ №116 г. Челябинска” приняли участие в подготовке публикаций статей и материалов по вопросам оценки качества образования в научно-методическом журнале ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое сопровождение оценки качества образования», а также в V межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования». 5 ноября С. А. Каргаполова провела стажировку по использованию дистанционных образовательных технологий для учителей Челябинской области в рамках курсов повышения квалификации “Формирование информационно-управленческой культуры педагога” на базе ГБУ ДПО РЦОКИО.